Аэродром «Девау» Калининградский авиационно-спортивный клуб
логин
пароль
запомнить

История аэродрома

История аэродрома, на территории которого расположен калининградский АСК заслуживает особого внимания. Сегодня название поселка Малое Исаково говорит что-то лишь немногим, а между тем его прежднее название - Девау - было известно не только в Европе, но и во всем мире. Определенная заслуга в этом принадлежит и Русско-Германскому обществу воздушных сообщений Дерулюфт, которое было самым успешным и самым продолжительным совместным предприятием России и Германии. Основанное осенью 1921 года, общество одним из первых в мире стало осуществлять устойчивые регулярные воздушные перевозки. Кенигсберг был выбран в качестве базового аэродрома Дерулюфта, откуда 30 апреля 1922 года стартовал первый самолет в Москву. Авиалиния Кенигсберг-Москва была первой регулярной международной авиалинией в России еще до создания отечественной гражданской авиации. С Дерулюфтом связаны имена известных пилотов Германии и России. Это И. Ф. Воедило -первый из советских летчиков начал полеты в Кенигсберг, Н. П. Шебанов и Ю. И. Арватов; И. Штольброк - первый в Дерулюфте налетал 100 000 км, В. Гофман - во время войны совершил последний пассажирский рейс из блокированного Кенигсберга и вывез из окружения 40 мирных жителей, В. Оттенберг и многие другие. В 30-е годы работа Дерулюфта была наиболее успешной, общество было одним из лучших в мире по регулярности и безопасности полетов. Сегодня полет из Калининграда в Москву занимает менее 2-х часов на комфортабельном лайнере и уже трудно представить, что в 20-е годы это расстояние преодолевалось за 9 часов летного времени на небольших примитивных самолетах. Я думаю, Вам будет интересно взглянуть на то, как выглядело это место в период своего расцвета. К величайшему сожалению, до наших дней сохранились лишь немногие свидетельства былой славы, но в архиве авиакомпании Люфтганза остались многочисленные фотодокументы, часть которых размещены здесь.

В этом разделе использовались материалы издания "Каталог фотовыставки Дерулюфт" (Katalog der fotoausstelung Deruluft"), выпущенного в октябре 2001 года калининградским Немецко-Русским Домом при поддержке германского посольства и авиакомпании Дойче Люфтганза АГ. Выставка была приурочена к 80-летию основания Русско-Германского общества воздушных сообщений ДЕРУЛЮФТ (1921-1937). Все материалы являются собственностью их владельцев и могут быть использованы в коммерческих целях только с их согласия.

Некоторые факты из истории аэродрома Девау:

24.11.1921 - Создание совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений Дерулюфт с уставным капиталом 250 тыс. золотых рублей. Первыми директорами общества были назначены П. Фетте (Берлин) и Е. Гвайта (Москва). Базовым аэродромом общества был выбран Кенигсберг. Первыми самолетами были 10 Фоккеров F III, оснащенные российскими регистрационными знаками с РР1 по РР10. 30.04.1922 - Первый полет по линии Дерулюфта Кенигсберг-Москва с посадками в Ковно и Смоленске на самолете Фоккер F III РР1 под управлением немецкого пилота Э. Юста.

01.05.1922 - Официальное открытие в Москве авиалинии Кенигсберг- Москва, которая стала первой регулярной международной авиалинией в России. В этот день самолет Дерулюфта сделал несколько показательных полетов над Москвой в сопровождении военной эскадры.

03.05.1922 - Первый полет самолета Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг под управлением русского летчика И. Ф. Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях, расстояние около 1200 км преодолевалось за 8 часов 45 минут летного времени.

10.05.1922 - Одним из первых пассажиров авиалинии стал русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Аседорой Дункан прилетел самолетом Дерулюфта из Москвы в Кенигсберг.

1922/23 - На кёнигсбергском аэродроме смонтированы два первых ангара, изготовленные на местном заводе "Унион". 1923 год - Размещение в ангаре № 2 ремонтных мастерских Юнкерса, которые производили также сборку самолетов.

03.07.1923 - Пассажиром авиалинии был поэт Владимир Маяковский, под впечатлением от этого полета написано стихотворение "Москва- Кенигсберг". Повторно поэт воспользовался авиалинией Дерулюфта

Июнь 1924 - В этом месяце частота полетов на авиалинии Дерулюфта Кенигсберг-Москва в обоих направлениях увеличилась до 6-ти раз в неделю.

31.08.1924 - Доставка самолетом Дерулюфта из Москвы в Берлинский зоопарк медвежонка по кличке Татьяна.

08.10.1924 - Первая катастрофа самолета Дерулюфта Фоккер F III из-за тумана на пути из Москвы в Кенигсберг. Погиб немецкий пилот Отто Штегер.

1925 - В течение 3-х месяцев Дерулюфт для нужд Аэро-Ллойда начал обслуживать авиалинию Кенигсберг-Берлин 3 раза в неделю в обоих направлениях. В 1926 году полеты по этой авиалинии выполнялись уже в течение всего сезона 3 раза в неделю.

Сент. 1925 - Среди пассажиров авиалинии Кенигсберг-Москва был известный немецкий спортсмен-планерист Ф. Шульц, который в составе спортивной команды направлялся в СССР на соревнования.

01.05.1926 - Люфтганза открыла первую в мире ночную пассажирскую авиалинию Берлин-Кенигсберг на самолете Юнкере G 24 (летчик Г. Кёль). Благодаря оборудованию этой трассы для ночных полетов, авиалиния Дерулюфта Москва-Кёнигсберг-Берлин начала выполняться в течение одного дня за 15 часов летного времени.

15.07.1927 - Открыт первый почтовый авиарейс Кенигсберг-Москва через Ригу, в этом году через эту авиалинию перевезено самое большое количество почты в Европе.

1931 - Маршрут на линии Кенигсберг-Москва был изменен и стал проходить через Ковно-Великие Луки. 1935 - Балтийский экспресс стал проходить по новому маршруту: Кёнигсберг-Тильзит-Каунас-Рига-Таллин-Ленинград.